Физика в школе

Формы проведения уроков физики с компьютерной поддержкой.
Задачи и особенности таких уроков.
© Тезисы доклада на конференции ИТО-2001.

Львовская Г.Ф.

Львовская Ганна Феликсовна, учитель физики,
канд. физ.-мат. наук,
зав. кафедрой естественных и математических наук
гимназии N 1576, г. Москва. E-mail: gannalv@narod.ru

Анимация

    Формы использования информационных технологий на уроках физики определяются различными факторами, например, темой и задачами конкретного урока, особенностями и возможностями имеющихся учебных компьютерных программ. Рассмотрим этот вопрос применительно к урокам физики в 9 классе, когда в учебных целях используется программа “Живая физика”, которая наиболее приспособлена для изучения механики. Уроки, проводимые с использованием проектной среды “Живая физика” на компьютерах Макинтош, используют следующие возможности в зависимости от цели урока:

а) демонстрация физических явлений, позволяющая выявить основные закономерности и усвоить основные понятия механики (ученики по описанию учителя сами создают модели физических явлений, с помощью которых осуществляется знакомство с новым материалом, либо закрепление ранее полученных знаний),

б) выявление закономерностей физических явлений, моделируемых и наблюдаемых на экране компьютера (компьютерные лабораторные работы),

в) моделирование физических ситуаций, представленных в условиях задач, дающее более четкое понимание задачи и позволяющее успешно решать задачи повышенной трудности,

г) проведение микроисследований на базе задач повышенной сложности,

д) работа в проектном режиме, активизирующая полученные знания и стимулирующая творческую и познавательную активность учащихся, включающая конструкторскую и исследовательскую деятельность.

Обоснование применяемых форм компьютерной поддержки уроков физики:

1. Готовые модели обычно бывают красочными и продуманными с точки зрения методики преподавания физики, но дети, еще мало знакомые с программой “Живая физика”, плохо их воспринимают. Они часто отвлекаются на второстепенные детали, не могут понять, что показывает конкретная модель, для чего она нужна, как ею управлять.

2. Детям проще разобраться с моделью, которую они сами создают на том же уроке (использование ранее созданных моделей из-за забывания за неделю деталей также нежелательно).

3. При отсутствии предварительного знакомства с программой “Живая Физика” игровые творческие задания по моделированию реальных устройств (лифт, автомобиль, пушка, ракета и др.) позволяют быстрее осваивать возможности программы. Знакомясь с новыми инструментами и объектами по заданию учителя, ребенок не так хорошо их запоминает, как в случае игровой ситуации, где он делает это по собственной инициативе, стараясь создать интересную действующую компьютерную модель.

4. Решение задач по физике часто осложняется тем, что ученикам трудно представить описанную в задаче физическую ситуацию. Компьютерная модель описанной в задаче ситуации помогает в решении, делает его более интересным и запоминающимся.

5. Разнообразные формы применения компьютера на уроке позволяют учесть особенности восприятия и характера разных детей.

Однако перед каждым уроком, проводимым с использованием компьютера, учителю необходимо продумать, какие модели физических явлений, наблюдаемых на экране компьютера, наилучшим образом позволяют добиться главной цели: понимания основных физических законов и умения применять их для анализа различных физических ситуаций.

Опорные изоляторы Славянского завода высоковольтных изоляторов
(С. Решетнев, Д. Чупатиков, Москва, школа N 1126, 9 класс, учитель Г.Ф. Львовская)

Движение тел в программе "Живая физика"
(Проект Волковой Марины, 9а, гимназия N 1576, учитель Г.Ф. Львовская)

Кафедра физ.-мат. наук гимназии N 1576

Метод. объединение учителей физики и математики

Продолжение


© Webmaster - Львовский М.Б., г. Москва. E-mail: marklv25@mail.ru

Баннеры и ссылки



Хостинг от uCoz